«Мы» и они: Шаман объединяет, Мамонов шокирует, Дион дает надежду

Hollywood

Петр Мамонов передает привет с того света посмертным лонгплеем, который легко принять за сборник поэтических опытов, Селин Дион возвращается после пугающего диагноза, но проигрывает в сравнении с собой прежних времен, а Post Malone изменяет рэпу с роком. На этой неделе звезды радуют нас сюрпризами, а новинки сыплются как из рога изобилия. «Известия» выбрали лучшее.

Петр Мамонов, «Звуки Му» — «Аэробус любви»
Самый оригинальный и неожиданный альбом недели — посмертный лонгплей Петра Мамонова. В прошлом году мы уже говорили о творческом завещании музыканта — концептуальном двойнике «Незнайка». И вот вдруг еще один «привет с того света». В пресс-релизе утверждается, что «Петр Николаевич Мамонов передал пластинку своей жене Ольге как полностью готовый для издания проект». И там же отмечено, что в релизе имеет значение и качество записи, и фоновые шумы, и перемены в уровне звука.

Без этого пояснения слушатель действительно мог бы воспринять «Аэробус любви» с недоумением — он кажется сырым сборником поэтических опытов, большинство из которых даже не положены на музыку, а только разбиты медитативными блюзовыми интерлюдиями — «непритязательным бренчанием». Есть и совсем радикальные вещи: почти полчаса Мамонов зачитывает с неподражаемой суровой интонацией советскую книгу рецептов на фоне скачущего туда-сюда электронного ритма.

В альбоме всё сделано наперекор стандартам индустрии, будто назло ей. Можно вспомнить самые неформальные вещи перестроечного рок-авангарда — не без оснований. Но в конечном счете перед нами работа не рокера и даже не авангардиста, а великого юродивого.

SHAMAN — «Мы»
Главная новая звезда отечественной поп-сцены — SHAMAN выпустил очередной духоподъемный сингл, в котором фолк-мелодия сопровождается подвижным дискотечным ритмом в стиле 1990-х, а строки типа «С нами вера да любовь, с нами Бог» пропеваются с максимальным пафосом. Вместе с тем в искренности артиста — и гражданской, и творческой — сомневаться не приходится. Здесь нет никакого метамодерна и постиронии. Напротив — обескураживающая прямолинейность, святая простота.

«Мы» — пожалуй, даже более подходящий пример для размышления о феномене этого исполнителя, чем «Я русский», поскольку в новой композиции подано всё еще более концентрированно. Каждая фраза в тексте — подарок слушателям, ностальгирующим по незамутненным посылам советской патриотической лирики. Каждый звук в вокале Шамана — бальзам на душу (точнее, на уши) тех, кто последние три десятилетия сетовал: «Вот в наше время были певцы! А теперь у звезд ни слуха, ни голоса».

Действительно, как к Шаману ни относись — не поспоришь: голосина у него будь здоров. И понимание запросов публики отменное. А может, он просто счастливо совпал со своим временем? Это тоже талант.

Post Malone — Chemical
Рэп-звезда Post Malone порадовал поклонников первым синглом в этом году. Вероятно, он войдет в следующий альбом исполнителя, но никаких подробностей пока нет. Тем интереснее, каким получится лонгплей, поскольку звучание опубликованного трека сильно отличается от привычного стиля Мэлоуна. Вместо электроники — бодрое поп-роковое звучание с гитарами и живыми ударными, вместо мелодизированной читки — стандартный и запоминающийся мотив. И даже голос артиста в этом контексте воспринимается иначе.

Так или иначе заход на новую территорию нельзя не признать удачным — наверняка эта песня будет в ближайшие недели преследовать вас на волнах радиостанций и в пространствах торговых центров и кафе.

Но тут еще вдобавок небезынтересный клип, срежиссированный Альфредом Маррокином, прежде работавшим с Билли Айлиш, Розалией и Джеем Бальвином. Пост Мэлоун курит ночью в машине, однако камера берет более общий план — и становится понятно, что дело происходит в съемочном павильоне. Дальше уже певец выступает перед нарочито убогими банальными фонами, вдобавок не попадая в фонограмму. И это выглядит насмешкой над всей поп-индустрией (хотя, справедливости ради, подобное делали уже не раз).

Celine Dion — Love Again
Новая песня Селин Дион, написанная для мелодрамы Love Again (фильм выйдет в мае, причем одну из главных ролей в нем исполнила сама Селин), несомненно, вызовет у ее фанатов особый интерес. Во-первых, с допандемийных времен певица не публиковала новый материал. И во-вторых, в прошлом году она объявила, что у нее обнаружили синдром мышечной скованности — редкое и неизлечимое неврологическое заболевание. Диагноз стал причиной отмены ряда запланированных концертов и, конечно, вызвал тревогу за ее состояние. В этом контексте сингл Love Again воспринимается как знак, послание: «Меня еще рано хоронить!»

Другое дело, что и сама композиция, и ее исполнение едва ли чем-то выделяются на фоне множества аналогичных баллад с умеренно-запоминающейся мелодией и деликатным фортепианным сопровождением на «подушке» из меланхоличных струнных. Голосу артистки развернуться решительно негде. И да, любая подобная песня Селин Дион обречена на сравнение с незабвенной My Heart Will Go On из «Титаника», и в данном случае оно не в пользу новинки. Но главное — певица по-прежнему готова работать, по крайней мере в студии, а значит, есть надежда на лучшее.

«Другое пространство. Continuo»
Сложно поверить, но многие важнейшие, рубежные произведения XX века у нас до сих пор не исполнялись. Московская филармония в рамках проекта «Другое пространство» (раньше это был фестиваль, теперь абонемент) последовательно закрывает лакуны ­— достаточно вспомнить «Группы» Штокхаузена в 2016-м, затем Repons Булеза в 2019-м. Теперь же в зале Чайковского впервые был исполнен Реквием Дьердя Лигети — вещь, которую наши меломаны знают куда хуже, чем киноманы.
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”
“Super Mario Bros Full Movie”

Массовую известность она получила благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001»: мистическое хоровое звучание, будто деформирующее пространство и время, символизировало высший разум и его артефакт — загадочную черную стелу. Лигети, как известно, поначалу не был доволен таким использованием его музыки, но позже смирился со славой «кинокомпозитора», все-таки в глазах широкой публики это легитимизировало авангард как таковой.

Сегодня, спустя 55 лет с момента выхода «Космической одиссеи 2001», Реквием, конечно, уже не кажется чем-то заоблачным и непостижимым. Напротив, это понятная, яркая, четко выстроенная партитура. Но ее вселенский масштаб и метафизическая сила впечатляют не меньше. А в диалог с ней вступает сочинение нашего соотечественника Алексея Сысоева «Сферы» — музыка не менее грандиозная и внеземная.

Плейлист «Известий»
В нашем еженедельном плейлисте — сплошь свежие записи. Начнем с харизматичного дуэта певиц Saandia и Imany, затем оценим «Мы» Шамана и удивимся «С тобой» Мамонова. А напоследок насладимся второй частью Восьмой сонаты Прокофьева в исполнении Николая Петрова (на днях «Мелодия» выпустила цифровой альбом, содержащий все сонаты Сергея Сергеевича в исполнении Петрова) и помедитируем под эмбиент Петера Сандберга.