Разрушители памяти: Рига сносит монументы освободителям от нацизма

Общество

На этой неделе в Латвии демонтировали памятник Освободителям Риги — один из наиболее почитаемых объектов для русских жителей республики. Власти не прислушались к просьбам оставить монумент в покое. Одновременно президент страны Эгил Левитс призвал «изолировать» от общества «нелояльных русских». Теперь русскоязычные жители республики опасаются, что вслед за разрушением памятника могут последовать массовые репрессии в отношении недовольных. Подробности — в материале «Известий».

Давнишняя мечта
Памятник Освободителям был воздвигнут в 1985 году в парке Победы в рижском районе Задвинье (Пардаугава). Мемориальный комплекс состоял из 79-метровой стелы и скульптурных изображений Родины-матери и воинов-победителей. Концепцию и детали объекта придумали и воплотили рижский художник-архитектор Александр Бугаев, скульпторы Лев Буковский, Айварс Гулбис, Леонид Кристовский, архитекторы Эрмен Балиньш, Эдвин Вецумниекс, Виктор Зилгалвис, инженеры-конструкторы Гунар Бейтиньш и Хенрий Лацис. Но уже спустя шесть лет монумент оказался под угрозой сноса.

 

Фото: РИА Новости/Оксана Джадан

Ежегодно 9 мая у памятника собирались празднующие русские рижане, что вызывало сперва глухое недовольство, а затем и открытое раздражение властей. Однако еще до того, как о сносе монумента заговорили респектабельные политики, его ликвидацию попытались взять на себя экстремисты. В ночь на 7 июня 1998 года у стелы было взорвано СВУ из почти 70 кг кустарно изготовленной взрывчатки. Однако из-за китайского дистанционного пульта, сработавшего от тряски при ходьбе, взрыв произошел преждевременно и убил двоих подрывников. Впрочем, организаторы преступления Игорс Шишкинс и Вилис Лининьш уцелели — оба получили небольшие тюремные сроки.

В 2012 году о желании снести монумент заявил министр обороны Латвии Артис Пабрикс, хотя, как он признал, это повлекло бы множество опасных последствий. В том же году граждане Латвии Робертс Крастиньш, Эмилс Гайлис и Марис Рукс образовали инициативную группу и начали сбор подписей за то, чтобы убрать памятник Освободителям с его привычного места. Они собрали более 10 тыс. подписей. Тогда Рига побоялась нарушить договор с Россией от 1994 года, предусматривающий, что Латвия обеспечивает уход, благоустройство и сохранение мемориальных сооружений и мест массовых солдатских захоронений на своей территории. Но несколько лет спустя житель Латвии Угис Полис опубликовал новую петицию о сносе «символа оккупации, по-прежнему находящегося в сердце Латвии, в Риге».

До какого-то момента гарантией безопасности памятника служил тот факт, что Ригой с 2009 года управляла оппозиционная партия «Согласие», возглавляемая «русским мэром» Нилом Ушаковым. Однако в 2019-м Ушакова вышвырнули из кресла мэра, обвинив его в «коррупции» (что, впрочем, суд впоследствии не подтвердил). Годом позже путем досрочных выборов «Согласие» в латвийской столице убрали в оппозицию.

 

Фото: REUTERS/Ints Kalnins

После того как в Риге к власти пришел к власти конгломерат «правильных» латышских партий, уничтожение монумента стало вопросом времени. И 12 мая 2022 года, через несколько дней после того, как русские рижане по обыкновению принесли цветы к памятнику, сейм Латвии проголосовал за «приостановку» соглашения с Россией об охране мемориальных документов. Через некоторое время был составлен список из 70 советских воинских монументов, которые постановили демонтировать к 15 ноября. О том, когда будут сносить монумент Освободителям Риги, власти заранее объявлять не стали, чтобы не дать недовольным возможности подготовиться к этой дате. Для сноса выбрали период летних отпусков, когда многие русские рижане находятся вне столицы. 21 июня в тюрьму по обвинению в поддержке российской СВО на Украине бросили правозащитника и оппозиционного активиста Владимира Линдермана, призывавшего русских сплотиться для защиты монумента.

К протестующим не прислушались
Латвийский министр внутренних дел Кристап Эклонс предупредил, что с теми, кто воспротивится сносу памятника Освободителям, церемониться не будут. Он добавил, что решения о судьбе памятника приняты «абсолютно легитимно», так что «нет причин их оспаривать или противиться их выполнению». 20 августа к памятнику, огороженному заборами и полицейскими кордонами, стала прибывать строительная техника. Русские рижане внимательно следили за происходящим у обреченного монумента.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.